Гимназия № 5 – самая большая в городе Дзержинский. Открывшись в 1989 году, школа в своём развитии прошла несколько этапов: общеобразовательная средняя школа; школа-гимназия; гимназия, имеющая статус «Федеральной экспериментальной площадки». Школа имеет Устав, гимн, флаг.
Директор школы, Самодоева Надежда Васильевна, Заслуженный учитель Российской Федерации, кавалер ордена «Знак почета», сумела создать работоспособный, творческий коллектив, который эффективно реализует научно-экспериментальную деятельность, обеспечивает углубленное изучение профильных дисциплин по гуманитарному направлению. По желанию родителей в гимназии также открыт естественнонаучный профиль.
Гимназический компонент включает в себя углубленное изучение русского языка, литературы, английского языка, русскую словесность, введение в античную культуру, риторику, французский язык, «Духовное краеведение», «Основы журналистики» и элективные курсы.
В школе работают 96 педагогов, из них:
3 Заслуженных учителя РФ и Московской области;
4 кандидата наук;
4 «Отличника народного образования»;
8 «Почетных работников общего образования»;
2 лауреата премии Губернатора Московской области;
1 лауреат премии Сороса;
80 учителей высшей и 1-ой категории.
Администрация школы совместно с педагогическим коллективом выработала общие нормы взаимодействия и сотрудничества. В гимназии созданы общая парадигма и язык профессионального общения, освоены механизмы разрешения противоречий и проблем в деятельности школы. Необходимость аналитического подхода к учебной коммуникативной деятельности учащихся, осознание внутренних причин затруднений развили способность учителей к рефлексии, к поиску успеха в учебно-воспитательном процессе и инновационной деятельности.
Статус Федеральной экспериментальной площадки по теме «Личностно ориентированное образование, направленное на развитие социально значимых качеств учащихся», Пилотной площадки Академии социального управления и Экспериментальной площадки Педагогической академии последипломного образования по внедрению в практику работы начальной школы нового федерального образовательного государственного стандарта второго поколения предъявляет к педагогическому коллективу высокие требования.
Школа систематически принимает активное участие в мероприятиях городского, зонального и областного уровней по распространению передового педагогического опыта. Из 156 Экспериментальных площадок Педагогической академии последипломного образования гимназия вошла в число 10 лучших образовательных учреждений Московской области.
За продуктивную инновационную деятельность школа неоднократно была награждена дипломами Министерства образования РФ и Российской академии образования - «За многолетние успехи в образовательной деятельности и качественную подготовку выпускников». В 2003, 2004, 2005, 2006 годах гимназия получала дипломы «Школа года» за успехи в учебно-воспитательном процессе в рамках инноваций. В 2007 году стала призером областного конкурса «Лучшая школа Подмосковья». В 2007 году наше учебное заведение одержало победу в конкурсе ПНП «Образование». В этом заслуга всего педагогического коллектива. В 2008 году гимназия была отмечена дипломом «Лучший школьный сайт школ Московской области».
В рамках ПНПО школа получила необходимую оргтехнику, мультимедийное оборудование, кабинеты русского языка, химии, ОБЖ. Пополнение материально-технической базы и программно-методического обеспечения создает благоприятные условия для реализации инновационных образовательных программ, повышения качества образования. Уровень профессиональной грамотности педагогов постоянно совершенствуется. В коллективе существует психологическая установка – максимально и разумно использовать все новое, что дает положительный эффект в учебно-воспитательном процессе.
Участвуя в городском конкурсе «Педагог года», четыре учителя гимназии № 5 стали победителями: Н.В. Граблина, Г.В.Чалбушникова, Е.А. Глебова, Н.А. Ковалева. А в конкурсе «Классный руководитель» первые места заняли Е.С. Гуськова и П.В. Матейчук. Викулова Н.А. и Граблина Н. В. стали победителями в конкурсе лучших учителей Российской Федерации.
В школе сложилась хорошо отлаженная система воспитательной работы. Ежегодно проводятся фольклорные праздники («Проводы зимы», «Широкая Масленица», «Рождественские посиделки», «Сороки», «Здравствуй, Троица!»; песенный фестиваль «Любовь, моя Россия»; конкурс «Самая обаятельная и привлекательная»; «День защитника Отечества»; «Родные истоки»; фестиваль детских мультфильмов; театрализация военно-патриотической песни; конкурс «Юных инспекторов движения»; конкурс чтецов, конкурс «Алло, мы ищем таланты»; эстафета искусств «Угрешская осень»; «Театральный фестиваль»; литературно-музыкальные композиции, посвященные юбилеям поэтов; турнир «А ну-ка, парни!», посвященный Дню защитника Отечества; «А ну-ка, девушки»...
Неотъемлемая часть образовательного процесса в учебном заведении – работа с одаренными учащимися. Педагогический коллектив гимназии реализует программу «Одаренные дети», являющуюся частью городской программы.
С 2003 года в гимназии успешно работает научное общество учащихся «Поиск», которое объединяет учеников с первого по одиннадцатый классы. Ежегодно проводятся научно-практические конференции учащихся. Лучшие работы отмечены дипломами Всероссийского конкурса «Портфолио». Создана уникальная система кружков и факультативов. Учащимися с интересом посещаются следующие факультативы: «Духовное краеведение», риторика, введение в античную культуру, геометрия, физика, химия в быту, русская культура и словесность, «Программирование на языке Паскаль» и кружки по интересам: лепка, вязание, хоровое пение, хореография.
Местом применения творческим способностям в гимназии является и Журналистский центр, который успешно действует с 1998 года. Гимназия имеет свою рубрику в городской газете «Угрешские вести» - «Большая перемена», в которой публикуются лучшие работы детей. Участие школьников в работе Журналистского центра способствует не только развитию их творческих способностей, формированию филологической культуры, освоению искусства общения, но и определению профессиональной ориентации. 28 выпускников поступили учиться на факультет журналистики МГУ и филиала университета «Дубна».
С 2003 года в гимназии издается альманах «Парус», в котором учащиеся имеют возможность опубликовать свои работы. В сборник включены стихи, сказки, былины, эссе, заметки, очерки и рассказы детей от 8 до 17 лет. Издание официально зарегистрировано, часть экземпляров отправляется во все ведущие библиотеки России. В 2007-2008 учебном году успешно начала работу театральная студия под руководством Щербич Г.Н. Ребята разных возрастов с удовольствием занимаются и проявляют настоящее актерское мастерство в спектаклях.
Стабильная, слаженная работа педагогического коллектива дает хорошие результаты. Ежегодно наши учащиеся занимают призовые места в городских олимпиадах. Учащиеся успешно участвуют в различных творческих конкурсах: конкурс творческих работ, посвященных Дню города, конкурс сочинений «Угреша. Духовные истоки», городской конкурс сочинений на тему «Моя будущая профессия», областной конкурс «Права глазами ребенка», «Секрет нашей школы», «Как я вижу развитие своего города», «Рыночная экономика в России».
За годы работы в гимназии было выпущено 112 медалистов, из них: получивших золотую медаль – 22 ученика; серебряную – 90 учеников.
Большое внимание в гимназии уделяется патриотическому воспитанию. Организована деятельность старшеклассников в историко-патриотическом клубе «Лад» (учитель - Северняк О. Я.) и учащихся начальной школы в патриотическом клубе «Искорка» (учитель – Смольянинова Е.О.). Учащиеся при поддержке руководителей клубов издают газету «Лад».
Учащиеся принимают участие в ежегодном областном слете ЮИД (юных инспекторов движения), в областном Марафоне по пропаганде безопасного поведения детей на дорогах. Проводится активная работа по организации отрядов ЮИД. Команда гимназии под руководством заместителя директора по воспитательной работе, Устиновой Л.А., неоднократно занимала призовые места на городских, зональных и областных слетах юных инспекторов движения.
Ведется целенаправленная работа по формированию ответственного отношения к своему здоровью и по профилактике правонарушений. Регулярно проводятся профилактические мероприятия: семинары, беседы, лекции с работниками детской комнаты милиции, врачами-наркологами, классные часы, индивидуальные консультации с психологами.
Созданы благоприятные условия для физического развития учащихся: в гимназии работают спортивные кружки (футбол, волейбол, легкая атлетика, борьба, гимнастика, теннис), проводятся спортивные мероприятия, дни здоровья. Привлечение учащихся к спортивно-массовым мероприятиям дает стабильные результаты: спортсмены гимназии систематически занимают на городских соревнованиях призовые места. В гимназии сложились спортивные традиции: лыжные гонки, «Веселые старты», военизированные эстафеты на турнире «Вперед, мальчишки!», комбинированные эстафеты по программе «Дня защиты детей», спартакиады по волейболу, баскетболу, легкой атлетике.
Углубленное изучение гуманитарных предметов и дисциплин естественно-математического цикла, уникальная система работы психолого-педагогической службы, четкая организация воспитательной работы, наличие высококвалифицированных педагогов, использование в процессе обучения информационных, коммуникативных и здоровьесберегающих технологий способствуют созданию благоприятных условий для повышения эффективности образовательного процесса. В этом заключается залог успеха нашей гимназии и перспективы её дальнейшего развития.
Граблина Н.В. 14 декабря 2010 года