Картуков Иван Иванович (27 (13) октября в 1904 год (Орёл) - 22 июня 1991 года) В 11 лет поступил на орловский снарядный завод подручным слесаря. В 17 лет в связи с закрытием завода поступил на 1-й Пролетарский машиностроительный завод, а через год пришлось перейти работать грузчиком на станцию Орел Московско-Курской железной дороги. В 1920 году добровольцем ушел в Красную Армию. По окончании кавалерийских курсов Иван Иванович был направлен в летучий отряд особого назначения орловско-Витебской железной дороги. После расформирования отряда поступил работать слесарем на машиностроительный завод имени Медведева. В 1926 году был откомандирован на учебу на рабфак в городе Ленинграде, а сразу после его окончания направлен в Москву, в МВТУ им. Н.Э.Баумана. Учебу на механическом факультете МВТУ совмещал с работой конструктором по авиавооружению в ЦАГИ и ОКБ Ильюшина.
В 1937 году по рекомендации С.В.Ильюшина и А.Н.Туполева, Иван Иванович Картуков был назначен Главным конструктором по авиавооружению только что созданного специализированного ОКБ на заводе №145 имени С.М.Кирова. Здесь Иван Иванович занимался вопросами разработки и выпуска специальных вооружений самолетов: выливных авиационных приборов, универсальных химических приборов, а также кассет для авиационных бомб малого и среднего калибра. 21 сентября 1940 года указом И.В.Сталина И.И.Картукову в числе 25 лучших специалистов авиационной промышленности была присвоена научная степень кандидата технических наук без защиты диссертации. В 1946 году ОКБ Картукова переехало на новое место, освободившееся от самолетного ОКБ Лавочкина, на Ленинградский проспект.
В начале 1950-х годов КБ завода приступило к разработке пороховых реактивных двигателей для ракет класса «воздух-воздух», «воздух-земля», «берег-корабль» и «корабль-корабль», а также двигателей первых ступеней зенитных управляемых ракет. В дальнейшем по мере приобретения опыта под руководством Ивана Ивановича были выполнены работы по разработке новых средств спасения экипажей самолетов, космических кораблей, а также мягкой посадки спускаемых аппаратов. Особое внимание было обращено на создание газогенераторов, используемых в системах аварийного спасения подводных лодок и системах запуска двигателей летательных аппаратов. За прошедшее время было сдано на вооружение более 200 видов твердотопливных двигателей и газогенераторов.
Иван Иванович Картуков – автор более 50 изобретений, дважды кавалер ордена Красной Звезды, награжден двумя орденами Ленина, орденом «Знак Почета», орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени, медалями «За оборону Москвы» и «За доблестный труд». В 1942 году стал лауреатом Сталинской премии, в 1965-м – Ленинской, а в 1985-м ему было присвоено звание лауреата Государственной премии. Иван Иванович работал Главным конструктором до 1987 года и, будучи на пенсии охотно делился опытом с молодыми специалистами. Текст биографии с сайта КБ "Искра"
В 60 годах прошлого столетия НИИ-125 и КБ "Искра" активно сотрудничали в области создания стартовых двигателей для ракет, создаваемых в КБ Грушина П.Д. для зенитных комплексов С-75 и С-125
В связи с трудностями, возникшими в НИИ-130 при отработке стартового двигателя 5С25 на смесевом топливе, в 1965 году НИИ-125 был привлечён в кооперации с КБ "Искра" к созданию стартового двигателя 5С28 для зенитного комплекса С-200. В институте было разработано высококалорийное баллиститное топливо РАМ-10, при использовании которого стартовый двигатель обеспечивал заданные баллистические характеристики. В процессе серийного производства к ракете поставлялись комплектами, как двигатели 5С25, так и двигатели 5С28. Читателю, который заинтересуется всем многообразием технических проблем и сложными взаимодействиями между организациями: разработчиками, смежниками и заказчиками, возникающими при разработке ракетных систем, советую посмотреть описание отработки комплекса С-200 - актуальное, занимательное и поучительное чтение.
Длительное и плодотворное сотрудничество связывает НИИ-125 и КБ"Искра" при разработке и поставках систем аварийного спасения для всех модификаций пилотируемых космических кораблей. Это сотрудничество продолжается и в настоящее время.
В процессе разработки указанных двигателей автору приходилось неоднократно всречаться с Иваном Ивановичем Картуковым для обсуждения текущих проблем и всегда стороны находили взаимоприемлимые технические решения.
Вспоминаю, что Иван Иванович всегда называл специалистов института "пороховедами".
Якушкин Р.В. 1 июля 2013 года