Календарь прошлых
событий
по месяцам

Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь

Кротков Владимир Викторович

Игра света. Архитектура

Новострой, новодел... Как только не называют сейчас возводимые повсеместно храмы! И непременно со знаком минус, а то и с двумя. Забываем о том, что работы Тона и Каминского, Баженова и Пашкова тоже в свое время были новоделами. Подчеркну: в свое время. Потом Госпожа История, дама, как известно капризная, все расставила по своим местам.

Владимиром Кротковым создано немало храмов: шатровая церковь Александра Невского в военном институте в Москве, храм Сошествия Святого Духа на Апостолов в городе Дзержинском Московской области, там же белая часовня «Взыскание погибших» в Николо — Угрешском монастыре, там же реставрация росписей в Успенском храме и храм Целителя Пантелеймона, храм в Мордовии, храм святого благоверного князя Михаила Черниговского на Тонком мысе в Геленджике. Кротков — главный архитектор реставрации Николо -Угрешского монастыря, за что ему был пожалован из рук Патриарха всея Руси Алексия орден святого благоверного князя Даниила Московского. Само перечисление звучит внушительно. Однако, я не только о количестве произведений, а о ярких находках, так называемого, новодела Владимира Кроткова.

Часовня в честь иконы Божией матери "Взыскание погибших"

Нам повезло. Мы — свидетели становления новой храмовой архитектуры. Прежняя архитектурная среда была пропитана незабываемыми запахами города и дома, наполнена гулким эхом аркад, бликами на окнах, журчанием воды. Постепенно архитектура теряла свойства вещи, имеющей историю и судьбу, превращаясь в «материальную установку»,в социальный конденсатор, как говорили конструктивисты. Скорость, скорость, лишенная какой-либо сентиментальной романтики удаляет архитектуру от живой вещи. Удастся ли нам вернуть окружающей среде ее антропоморфные свойства и живые оттенки?

Известно, что в 70 — 80 — е годы прошлого века в СССР явно ощущалось разочарование в архитектурном творчестве, попавшем в зависимость от индустриальных методов строительства, «штучная», «авторская» архитектура прошлого становилась весьма благотворным фактором для развития зодчества ХХ века. Первые храмы, особенно в провинции, возведенные на месте разрушенных были как «близнецы — братья». Мало кто задумывался над тем, что за многие десятилетия изменился ландшафт местности, выросли города, пролегли дороги и, в этой связи, изменились свет и звуки, наполнявшие здание в прежние времена: нет цокота копыт, скрипа полозьев. Есть мир современных вещей, пахнущий подобно станциям метро промозглой смесью металла и цемента.

Храм Сошествия Святого Духа на Апостолов

К началу ХХ1 столетия зодчие нашли способы не сводить архитектуру к геометрическим и конструктивным формам, к символике масс и пространств, отделке и облицовке. Пример тому храмы, созданные Владимиром Кротковым. Храм Сошествия Святого Духа на Апостолов на новом кладбище в городе Дзержинском Московской области, выполненный в форме свечи Здесь свет и воздух омывают здание, постоянно смешивая собственные и падающие тени, создавая силуэты и пряча отсветы фасада в сумерках листвы. Этот театр теней то становится контрастным, то тает в пасмурной рассеянности света. Зыбкость, неустойчивость полудня к вечеру успокаивается в лучах заката и погружается в сине-серое марево перед наступлением темноты.

Красный кирпич и штукатурку закатное солнце превращает в ослепительно алую субстанцию, белые торцы впитывают в себя все оттенки зелени. Игра здания с природным светом завораживает, поскольку в ней видна самостоятельность бытия архитектуры в мире природы. Она независима от намерений и возможностей автора, так, что сам зодчий оказывается пленником возникающих зрелищ не меньше, чем случайный прохожий. Никакие световые спектакли не сравнятся с чудесами естественной освещенности и главная задача автора определить место для строения и его форму, чтобы действо осуществилось. Владимиру Кроткову это всегда удается, независимо от того возводит он свои храмы на открытом воздухе или в интерьере, как больничный храм Целителя Пантелеймона.

Зодчий строит здания, но, дав им жизнь, он далее не властвует над ней. Эта жизнь продолжается независимо от него и являет нам в архитектуре неожиданную, таинственную и прекрасную свободу. Эта свобода сооружения возвышает и творца и того, кто способен понять и оценить ее.

Игра света. Живопись

– Я вышел на чистый цвет,- сказал Владимир Кротков перед началом своей выставки 2012 года. На выставке были представлены 100 картин художника разных периодов , манер и стилей. Только 50 из них, написанных в пойме Москвы - реки, имеют как бы один почерк.

Натюрморты , портреты, пейзажи... Больше всего пейзажей. Третьяковка тоже с пейзажа начиналась.

В натюрмортах как всегда — поиск: усложненная фактура,, прием деформации, усложненность композиции. Натюрморты хороши. Они уже состоялись. Портреты тоже в поиске, правда оставленном. Они традиционны, разве, что художественным юмором привлекает автопортрет - «подражание Коровину». А вот пейзажи... Об этом и обмолвился художник перед началом выставки.

Он остановил свой выбор именно на открытых «соответствующих» изображаемому предмету цветах Все просто и логично и даже немного наивно: небо — голубое, облака — белые, трава — зеленая. Эти простые незатейливые цвета наложены на плоскость и соотношение этих двух составляющих тоже просто. Сложность заключается в композиционном построении, в живописи — вновь подчеркнутая простота, чтобы создавалось впечатление, что на уровне исполнения такую картину мог написать любой. Вместо эстетичной «красивости», присущей более ранним работам, появляется четкая концепция в подходе к художественному решению.

Сознательно выработав для себя ряд ограничений и сформулировав определенные принципы в подходе к работе, художник получил внутреннее ощущение творческой свободы. Сужение и конкретизация круга художественных приемов помогли разработать индивидуальный метод работы на пленэре : он пришел к плоскости, закрашенной элементарным имперсональным цветом и оказался в этих рамках гораздо свободнее. Автор не озабочен монолитностью стилистики; кажется, что единство принципа для него дороже однородной живописной манеры. Именно это придает объем деревьям и цветам, травам и кустарникам. Их можно рассматривать, как мы рассматривали в детстве плывущие облака, лежа на траве. Вот плывет облако -корабль, вот море взбушевалось, вот стада овец …

Приемы наложения краски меняются не от картины к картине, а от времени года на них изображенных и от времени суток. Простые плоскости, моделирующие объемы, сочетаются с сочными завихрениями красочной материи, нанесенным темпераментным движением кисти и тревожными вибрациями частых нервных мазков. Ритмы красочного рельефа необычайно увлекательны. Они включаются в колористическую партитуру, которая определяет характер и смысл картины. Один и тот же участок местности, погруженный в иное освещение или в иное время года, становится совершенно иным, живущим другой жизнью.

Весь цикл , назовем его «В пойме Москвы-реки», обладает исповедальной открытостью. Его можно читать как хронику событий внутренней жизни, как образную осциллограмму душевных состояний художника.

– Работая на пленэре, Владимир Кротков пишет стихи. Он не претендует на звание поэта. Это просто часть его метода. Да и взаимоотношения между стихотворными строками и картинами чрезвычайно хрупки и неоднозначны. Можно искать прямые или закодированные связи между ними, но лучше довериться причудливой алогичности текстовых и образных смыслов, оставляя без окончательных толкований их гармонии.

Наталья Дёгтева, кандидат искусствоведения, 2 декабря 2012 года.

Флаг города на площади Дмитрия Донского

Памятник святителю Николаю