Шлюз расположен в пределах границ города после моста МКАД через Москву-реку
Москворецкая шлюзованная система была построена акционерным обществом «Товарищество Москворецкого туерного пароходства» в 1874-1877 гг. для плавания судов за конной тягой.
Общее падение реки 16 м было распределено между шестью плотинами. В 1920-1932 гг. все шлюзы были реконструированы. В 1983-1989 г.г. построены новые железобетонные судоходные плотины на гидроузле «Трудкоммуна», рассчитанные на пропуск судов грузоподъёмностью до 2000 тн.
Плотины шлюза имеют два пролета: судоходный шириной 50 м и водосбросный шириной 25 м. Пропускная способность системы определена 12,5 млн. тонн в навигацию. Перевозят в основном песок.