Творчество народного художника России Виктора Семеновича Сорокина, долгое время остававшееся мало известным вне художественной среды, в 90-х годах ХХ века получило открытое общественное признание. В 1994 году художник избран Почетным гражданином города Липецка. В 1997 году состоялось присуждение высшей награды Российской Академии художеств – Золотой медали. Произведения Мастера хранятся в провинциальных музеях, частных собраниях и галереях – российских и зарубежных… Но всему этому предшествовал долгий путь, повторявшийся не раз в искусстве, - путь одиночки, который добровольно оставляет столбовые дороги, подчиняется зову своего таланта и шагает, ведомый им, до конца. Нужно было пройти похожий сюжет в реалиях уже своего времени.
История прячет художника в тишине своих закоулков и ждёт. Рядом оказываются только самые близкие. К нему проникают редкие любопытствующие, далеко не всегда его понимающие. За ним идут ученики. Они хотят помочь, сберечь, постичь. А когда наступает срок, многим невидимое приоткрывается для всех, и мир удивляется чудному человеку, щурится в сиянии его мастерства. И тогда сама жизнь художника, неотделимая от творчества, становится для мира спасающим примером.
В.С.Сорокин родился в дореволюционной Москве – 25 декабря 1912 года. Двухэтажный дом на 1-ой Мещанской улице. Любящая, заботливая мать – из купеческого сословия. Отец – офицер. Братья. Воскресные походы в церковь. Нераздельность счастья и красоты… Но уже началась война, закипает котёл Истории, еще немного и грянет 1917 год. Об этом не ведает мальчик, пришедший в этот мир, чтобы увидеть и полюбить его Красоту. Жизнь человеческая, так же как и история, не знает сослагательного наклонения. Как всё могло сложиться, если бы не…? А сложилось именно так: смерть родителей, потеря семьи и дома – в пятилетнем возрасте; сиротство, гражданская война, голод; детский дом «Суханово» (бывшее имение Волконских,- островок поруганной, но ещё живой красоты), трудовая коммуна в Люберцах........и… неожиданная возможность заняться рисованием. В этот момент и происходит то, что можно назвать чудом, или счастливым стечением обстоятельств: дар, еще неведомый мальчику-сироте, дар, который имел все шансы сгинуть в немилосердном потоке событий, кануть на дно русской жизни, - был замечен и поддержан. Юноша начал регулярные занятия живописью в студии художника Н.П.Хутылева, ученика И.Репина. Позже его преподавателем стал Б.Иогансон. Первые учителя Виктора Сорокина оказались достойнейшими носителями лучших традиций русской живописи.
В то время, как в толще русской художественной жизни 1920-30-х годов разворачивалась борьба, взрывающая естественный её ход, ломающая творческие судьбы самих художников, - в сокровенной глубине отношений между юным В.Сорокиным и его учителями продолжался неподвластный внешним событиям диалог, который поможет ему в будущем устоять перед надвигающимся официозом, сохранить новое дыхание, обретенное русским изобразительным искусством в самом начале ХХ века.
Начинающий художник Витя Сорокин, замеченный последователем К.Коровина Борисом Иогансоном, был принят сразу на 2-ой курс Московского художественного института.
В числе учителей В.Сорокина в годы его студенчества были известные художники И.Грабарь, С.Герасимов, Б.Иогансон, Г.Шегаль, А.Осмеркин. Когда изобразительное искусство оказалось под жестким партийно-правительственным контролем, они, несмотря ни на что, оставались верны своим художественным принципам, основанным на органичном синтезе открытий европейских импрессионистов и русской живописной школы.
Важнейшим событием, повлиявшим на Сорокина-художника, стало личное открытие им европейского импрессионизма и постимпрессионизма, подлинные образцы которого ему довелось увидеть в московском Музее нового западного искусства (ныне – здание Академии художеств). «Творческий диалог» с французскими импрессионистами, начатый В.Сорокиным в те годы, продолжался всю его жизнь.
Так молодой художник открыл в себе неиссякаемый источник творческих сил и полностью подчинился своему таланту. И все обретения, приходившие извне, помогали распознать свой путь в искусстве, обрести своё художественное пространство.
Дар особого восприятия цвета, дар колориста, заложенный от рожденья в Викторе Сорокине, стал совершенно очевиден и для его сокурсников, и для преподавателей. Образ Сорокина-студента запечатлелся в памяти многих, кто был тогда рядом с ним.
В 1941 году институт был эвакуирован в Самарканд. Там, несмотря на все сложности полуголодной жизни военного времени, студенты трудились над своими дипломными работами. Спустя много лет, преломляясь в памяти и пересказах, приобрела полулегендарное звучание история сорокинской дипломной работы, которую он назвал «Самаркандский пейзаж». Сокурсники, восхищаясь, рассматривали почти уже законченную картину: на фоне величественной храмовой архитектуры Самарканда, освещенной солнцем, бредёт отара овец, утопая в светящихся клубах пыли.
Когда все уже покрывали лаком свои картины и подыскивали для них рамы, Сорокин, к ужасу всех, почти полностью счищает работу с холста. Пишет заново, - и успевает в срок. Защита (уже в Москве) длилась недолго: дипломная работа была встречена аплодисментами членов Государственной комиссии, председателем которой был П.П.Кончаловский. В 1945 году «Самаркандский пейзаж» экспонировался на Всесоюзной художественной выставке. Это послужило основанием для принятия уже в 1946 году Виктора Сорокина в Союз художников СССР.
В 1948 году художник, чей талант уже ярко заявил о себе, покидает Москву и начинает преподавательскую работу в Елецком художественном училище. Это было время настойчивого вмешательства власти в творчество художников, время борьбы с формализмом в изобразительном искусстве.
В.С.Сорокин принял предначертанный ему свыше удел живописца, доверился ему до конца. Жизнь свою частную он перестал видеть в отрыве от своего творчества. «Убегая» в провинцию, он спасал себя, а значит – защищал свой путь в искусстве, который был уже ясно виден ему. Это было согласие на служение.
Это был выбор незаметной, неброской жизни в самой глубине русского бытия. Это был выбор скудного быта и житейских трудностей. Это был выбор долгой безвестности. Но он не был одинок. Бог послал художнику терпеливую, нежную жену - Полину Дмитриевну - человека умного и глубоко чувствующего красоту. Она, строгий ценитель и верный друг, поставила дар своего мужа выше видимого житейского благополучия - своего и своих детей. Она верила с самого начала, что картины её мужа будут когда-нибудь храниться в лучших музеях.
Те, кто учился у В.С.Сорокина в Ельце, благодаря ему соприкоснулись с подлинным высоким искусством и получили в самом начале своего пути заветную возможность ощутить и сохранить в себе своё, индивидуальное. Учитель – не обучал. Говорил мало, не вмешивался, не давил. У него нужно было учиться, и стараться быть самим собой. Смотрели, как он работает, и как счищает с холста труд нескольких пленэрных дней. Мастер был рядом. Пройдет много лет, прежде чем некоторые из них смогут сказать о своем учителе с надеждой: «Был другом».
В 1957 году училище было расформировано. В.Сорокин перебирается в Липецк, где создается отделение Союза художников России. В это же время формируется направление московских шестидесятников, оказавшее серьезное влияние на творческий выбор многих художников Липецка. Собравшиеся тогда в новом областном центре молодые художники были готовы открыто отстаивать свои творческие поиски.
Липецкая организация СХ России смогла с самого начала высоко поднять планку творческой жизни ещё и потому, что в ней оказался В.С.Сорокин, изначально сформировавшийся как художник внутри московской школы. К тому времени это был уже сложившийся мастер, чьи творческие открытия были созвучны общему ходу развития живописи.
Были те, кто категорически не принимал его живопись. Были те, кто ясно понимал место его творчества в современном изобразительном искусстве. Но для всех он явил яркий пример творческой свободы и верности своему выбору.
В 1971 году В.С.Сорокин, участник почти всех региональных, всероссийских и всесоюзных выставок, был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Решение о его награждении было одобрено липецкими художниками единогласно.
В.С.Сорокин очень редко работал на заказ. Бывало, что «дописывали» его картины другие, желая помочь ему заработать немного денег. Художник не хотел и не мог предать свою Живопись. И она была с ним до конца.
Путь Сорокина-художника был долгим и неспешным. В его художественной судьбе не было кардинальных переломов. Он не порывал с собою прошлым. Он когда-то раз и навсегда подчинился предназначенной для него миссии: видеть, - воспринимать в мире гораздо больше того, что открывалось обычному взгляду. Он чувствовал жизнь цвета в окружающих человека вещах, видел свет, так по-разному наполняющий мир.
Картины природы - такой близкой и привычной; неказистые русские домики и заборы, деревья и цветы; обыденные предметы, воскресающие в натюрмортах, - всё это, явившись на его холсте, хотя бы на мгновение перестаёт быть внешним, отдельным, живущим своей, неизвестной человеку жизнью. Душа созерцающая, открывшись, с радостным удивлением и восторгом обнаруживает нераздельность, созвучность себя и мира. И в этом единстве открывается ей возможность Свободы.
Свобода вырастала, укреплялась в самом художнике. С годами он освобождался от сторонних мнений и чужих историй, от сюжетности собственной судьбы. Освобождался от детальности, преодолевая разделённость мира ради воспринятой Красоты. Художник освобождал саму краску от необходимости «претворяться» другой вещью – снегом, цветком, светом на стене. Он постепенно давал ей право самой – густой яркостью, следами от движения кисти, объемностью, собственной материальностью – наполнять энергией холст. Но художник не искал окончательной свободы от предметности мира. Радостно и благодарно, как дар, принимал видимую материю и собственную в ней сотворённость.
«Моей рукою Кто-то водит», - слова Мастера, передаваемые из уст в уста. Бережно охраняемый памятью образ: маленький старичок за мольбертом, напевающий что-то, выводящий почти фальцетом мелодию новой «картинки».
Живопись В.С.Сорокина часто причисляется к русскому импрессионизму. Но этим термином далеко не исчерпывается то художественное пространство, в котором он жил. Не вмещает термин той спасающей силы Любви, с верой в которую вошел Виктор Сорокин в русское изобразительное искусство и которая сияет, исходит почти реальным теплом с его полотен.
Как не раз уже бывало в русской культуре, чутко воспринятое «извне» переплавилось в недрах собственной ментальности, и родилось новое своё, насыщенное своей – неповторимой и узнаваемой – энергетикой. Сам Сорокин не теоретизировал на тему искусства, но жил им. Никого не поучал, но был Учителем для многих художников…и не только художников.
«Мастер, научите правильно жить!» - запись, однажды появившаяся в книге отзывов музея, ещё раз подтверждает: русское искусство в коренных своих проявлениях, существующее уже независимо от автора и его биографии, всегда преодолевает свои художественные границы и становится силой нравственной, категорией духовной.
Ст. научный сотрудник художественного музея им. В.С.Сорокина "Дом мастера"
Н.В.Абрамова 25.11.2010 года
Статью о художественном музее им. Сорокина В.С. "Дом мастера" открываем здесь.