Первое заседание Общегородского собрания г.Дзержинского поставило задачу продолжения борьбы за независимость города и придание ему статуса города областного значения. Оно состоялось 23 декабря 1994г. в актовом зале школы № 34. С инициативой его созыва выступили администрация города и Собрание представителей, а его участниками стали представители предприятий, учреждений и организаций города. Целью создания Общегородского собрания было объединение усилий всех, от кого зависела социально-экономическая ситуация в городе для решения важнейших и первоочередных городских проблем.
Итоговым документом стала «Декларация о взаимодействии органов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений, общественных, религиозных и политических организаций в интересах развития г.Дзержинского». Были намечены первоочередные задачи, стоящие перед городом, а в завершающей части было принято решение: - объединить наши усилия в интересах развития города; - добиваться реализации итогов общегородского референдума по переходу города в статус областного значения; - обеспечить конституционное право жителей города на местное самоуправление.
После заседания эта декларация была подписана всеми членами Общегородского собрания. Несмотря на это, некоторые из них активно противодействовали в период подготовки и проведения референдума по принятию Устава города и приданию ему нового статуса, не зависящего от Люберецкого района.
Однако, с 1993г. был провозглашен переходный период на 2 года, по которому были несколько ограничены права органов местного самоуправления – Собрание представителей было избрано на 2 года, был введен запрет на административно-территориальные изменения.
Вступивший в силу 1 сентября 1995г. закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» открыл дорогу для дальнейших преобразований в городе.. Противников этого закона во властных структурах области и района было очень много, т.к. они привыкли руководить методами советского периода. Губернатор Московской области А.С.Тяжлов называл этот закон законом большой разрушительной силы. В ноябре был опубликован закон о местном референдуме Московской области
Изучив закон, в администрации города поняли, что мечта о самоопределении города может быть реализована в ближайшее время и приступили к активным действиям. Распоряжением мэра города № 54 от 26.09.95г. была создана комиссия по разработке Устава города. Основными разработчиками Устава были мэр города В.И.Доркин, первый заместитель мэра города Б.В.Суров, директор МП «Информационный центр» С.И.Рыбальченко и референт мэра Е.Е.Буланова.
Решением Собрания представителей города № 50/16 от 17.10.95г. проект Устава города был принят за основу, было поручено опубликовать его в ближайшем номере газеты «Угрешские вести», а комиссии до 06.11.95г. организовать обсуждение и сбор предложений по корректировке Устава от граждан и организаций. На этом же заседании было принято решение о проведении местного референдума 17.12.95г. по принятию Устава города. В процессе обсуждения и полученных предложений были изменены и дополнены 18 статей Устава и внесены заново три статьи № 34, 44 и 45.
Доработанный Устав города был одобрен Общегородским собранием и принят на заседании Собрания представителей (решение № 52/17 от 15.11.95г.) под председательством А.Н.Плешакова. Было дано поручение опубликовать доработанный Устав города в ближайшем номере газеты «Угрешские вести». В этом решении пунктом 4 констатировалось, что в связи с принятием Устава города считать город Дзержинский самостоятельным муниципальным образованием, не входящим в состав других муниципальных образований, пунктом 6 назначены общегородские выборы мэра и депутатов городской Думы на 24.03.96г. На этом же заседании в соответствии со статьей 44 принятого Устава города (переходные положения) был избран единогласно тайным голосованием мэром города В.И.Доркин.
Принятый Устав города объявил город Дзержинский самостоятельным муниципальным образованием, не входящим в другие муниципальные образования, определил структуру органов местного самоуправления и закрепил основные правовые, экономические и финансовые положения по осуществлению местного самоуправления на территории города в полном объеме и под свою ответственность. Ряд пунктов Устава могли быть изменены только на местном референдуме.
Следует пояснить, для чего было необходимо принять Устав города Собранием представителей до его принятия на референдуме и выбрать мэра города до его всенародного избрания. Мы предвидели ответные действия со стороны районных и областных властных структур, т.к. В.И.Доркин был не избранным, а назначенный Губернатором. Принятые решения строго соответствовали вступившему в силу закону. Ранее решением Собрания представителей № 50/16 от 17.10.95г. поручено администрации города создать комиссию по проведению местного референдума. Постановлением мэра № 1000-ИП от 26.10.95г. такая комиссия была создана, а постановлением № 1117-ИП от 03.11.95г. возложены полномочия участковых комиссий местного референдума на участковые комиссии г.Дзержинского по выбору депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Такое совмещение - проведение городского референдума, выборы депутатов Государственной Думы и выборы Губернатора Московской области, а также проведение их одними и теми же участковыми комиссиями считалось экономически целесообразным. Ответные действия со стороны Люберецкого района не заставили себя ждать, правда как всегда, с большим опозданием.
Было принято решение Собрания представителей Люберецкого района № 133/12 от 05.12.95г., в котором указывалось на необходимость пересмотра принятого решения о создании муниципального образования, не входящего в состав других муниципальных образований. Люберецкая городская прокуратура пошла еще дальше. Она потребовала отменить все принятые решения Собрания представителей города, касающиеся проведения референдума, принятия Устава города и выбора мэра города, ссылаясь на отсутствие Устава Московской области и соответствующих законов субъекта Федерации. Однако, правота наших действий основывалась на Конституции Российской Федерации и закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Решением Собрания представителей города № 60/18 от 16.12.92г. подтверждены ранее принятые решения, а решение Собрания представителей Люберецкого района и требования Люберецкой городской прокуратуры были отклонены и расценены как нарушение Конституции, закона РФ и грубое давление.
Последние сражения за проведение референдума на областном уровне еще были впереди. Необходимо остановиться на ряде событий, которые развивались параллельно с борьбой за проведение референдума, которые положительно сказались на принятии решения по его проведению на областном уровне.
Шестого октября 1995г. в прямом эфире «Радио Подмосковья» выступил мэр г.Дзержинского, председатель Центрального совета Российского Союза местного самоуправления Виктор Иванович Доркин, который заявил, что решил стать губернатором Московской области. В частности он сказал: «Каждому человеку Бог определил свою судьбу. Наивысшее счастье – осознать свое предназначение и наперекор обстоятельствам следовать ему. В жизни человека бывают ситуации, когда он обязан сделать выбор. Моя жизнь не исключение.
В 1990г. я круто изменил свою жизнь и вступил в политическую борьбу. Мне кажется, что за эти годы удалось сделать многое. Сейчас – новый выбор, новая узловая точка. Думаю, что настал мой час выйти на областной уровень.
Я не удовлетворен ситуацией в Московской области. Огромный регион с богатейшими возможностями переживает кризис. Областная система управления быстро скатывается к прежним административным принципам. Властвует не закон, а воля начальников. Невозможно в рыночной экономике и гражданском обществе действовать подобным образом. Необходима новая система власти, в которой ключевую роль будет играть местное самоуправление. Областное руководство должно ограничить свои властные притязания, его задача совсем иная – определять принципы взаимоотношений, решать региональные проблемы. Для новой системы управления нужны новые люди. Будущее за муниципальными политиками, прошедшими огонь и воду последних лет, выстоявшими, не отчаявшимися, добившимися конкретных успехов в новых условиях. Я принимаю непростое и ответственное решение. Переломным моментом для него послужило баталии вокруг Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Стало очевидно, что мои взгляды и взгляды моих единомышленников на роль и значение местного самоуправления принципиально расходятся со взглядами администрации Московской области и губернатора А.С.Тяжлова. Несмотря на все трудности, мы будем отстаивать идеи местного самоуправления. Каждый человек, каждое предприятие, каждый город должны сами определять свою судьбу и отвечать за свои действия. Людям нужна не просто стабильность, а уверенность в последовательном улучшении жизни. Мы знаем, как добиться успеха и уверены в успехе местного самоуправления.»
17 октября избирательная комиссия Московской области приняла заявление о начале сбора подписей по выдвижению кандидатом на должность главы администрации Московской области В.И.Доркина. Было собрано необходимое количество подписей и центральная избирательная комиссия зарегистрировала В.И.Доркина кандидатом на должность губернатора Московской области. Были написаны проекты 12 указов губернатора В.И.Доркина, касающиеся административного устройства области, телефонизации, жилищного строительства, образования, здравоохранения и другие. Многие идеи этих указов были реализованы в дальнейшем А.С.Тяжловым.
Агитационная компания велась при поддержке А.И.Лебедя – председателя Конгресса русских общин, который баллотировался от этого объединения в Государственную Думу РФ. Опуская все подробности выборной компании и забегая вперед, следует отметить, что В.И.Доркин занял третье место из шести по результатам выборов, несмотря на скудность средств и малочисленную команду, занятую более важными проблемами города.
Возвратимся к референдуму, здесь появилась новая проблема – согласование с центральной избирательной комиссией Московской области возложения полномочий по проведению референдума на участковые избирательные комиссии, созданные для проведения выборов в Государственную Думу. Подготовив необходимые документы, команда администрации во главе с мэром города 9 декабря 1995г. направилась на заседание центральной избирательной комиссии Московской области. По предварительным обсуждениям с членами комиссии считалось, что положительное решение у нас в кармане. Однако, не все было так просто.
Когда прошло голосование, одного голоса не хватило для принятия положительного решения. Председатель А.Е.Жаров с нескрываемым удовольствием объявил, что наша просьба отклонена. И здесь, по-видимому, сыграла роль возможного будущего губернатора Московской области и одна из членов избирательной комиссии сказала: «А я передумала, я «за». Несмотря на все дальнейшие сложности, решение центральной избирательной комиссии Московской области № 56 от 09.12.95г. было подписано его председателем. Получив это решение, мы до дня проведения референдума держали это в глубочайшей тайне, опасаясь противодействия со стороны администрации Люберецкого района, а такие действия начались в день проведения референдума уже на уровне центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Боясь срыва референдума силовыми методами, были приглашены международные наблюдатели, корреспонденты центральных радио и телевидения. Когда начались в середине дня угрозы в адрес председателей участковых избирательных комиссий о судебной ответственности и использовании ОМОН(а) глава делегации наблюдателей за выборами в России от Совета Европы Эрнст Мюлеманн направил председателю центральной избирательной комиссии Российской Федерации Рябову протокол следующего содержания:
Протокол о проведении выборов депутатов Государственной
Думы, главы администрации Московской области
и местного референдума по принятию Устава
г. Дзержинского Московской области
г. Дзержинский 17 декабря Московской области 1995 года
Комиссия наблюдателей Совета Европы во главе с господином Мюлеманном в течение всего дня 17 декабря с 8-00 находилась в г.Дзержинском, посетила все избирательные участки, имела беседы с председателями участковых комиссий, наблюдателями от политических партий, избирателями и констатирует:
1. Выборы депутатов, главы администрации Московской области и местный референдум проводились в полном соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Московской области.
2. По демократическим принципам и Российским законам проведение одновременно и на тех же избирательных участках выборов депутатов, Главы администрации Московской области и местного референдума считается возможным.
3. Организация и проведение выборов и местного референдума позволяет избирателям г.Дзержинского свободно выразить свое волеизъявление. 4. Местный референдум по принятию Устава г.Дзержинского проводится в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Законом Московской области «О местном референдуме в Московской области».
5. Если выборы и местный референдум будут сорваны или не будут учтены их результаты, то это будет рассмотрено как вызов демократии и Совет Европы не может допустить этого.
Господин Мюлеманн будет вынужден предложить прервать процесс вступления России в Совет Европы. Это будет тем более прискорбно, т.к. вопрос о принятии России в Совет Европы должен рассматриваться 25 января 1996 года.
Эрнст Мюлеманн
Председатель комиссии по иностранным
делам парламента Швейцарии.
Главный докладчик по вступлению России
в Совет Европы.
Глава делегации наблюдателей за
выборами в России от Совета Европы.
Так был положен конец всем притязаниям администрации Люберецкого района по срыву проведения референдума в г.Дзержинском.
В референдуме приняло участие 61,7% населения, имеющего право голоса. За принятие Устава города проголосовало 83,6% от числа принявших в голосовании и 86,4% от числа действительных бюллетеней. Устав города прошел государственную регистрацию и внесен в Государственный реестр уставов муниципальных образований за № 12 (Постановление главы администрации Московской области от 26.03.96г. № 101-ПГ).
Впереди были выборы мэра города и депутатов городской Думы. В соответствии со ст.58 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст.44, 15 и 18 Устава города, во изменение решения Собрания представителей города № 52/17 от 15.11.95г. выборы мэра и 12 депутатов городской Думы были перенесены на 24.02.96г.
Выборы были назначены на субботу, опасаясь проведения выборов в Люберецком районе в этот же период. Выборы прошли спокойно и в назначенный срок. Были избраны 12 депутатов городской Думы, а мэром города - В.И.Доркин.
Суров Б.В.
Раздел статьи Хроника Муниципальной революции
Из книги "Муниципальная революция",
2 издание, 2007 год