Эмблема

Календарь прошлых
событий
по месяцам

Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь

Фотографии событий

Виды города

На лыжах с мешком за плечами и волокушами по Полярному Уралу

Если хочешь забыться, выпасть из повседневной суеты, познать мать Природу во всех её проявлениях, бери лыжи, санки (волокуши), рюкзак с незатейливым снаряжением и поезжай на Полярный Урал.

Путь начинается с Ярославского вокзала на поезде Москва-Воркута или Москва-Лабытнанги. Дорога в пути около 2-х суток. Когда поезд минует ст. Сейда и начнет плавно подходить к Уральскому хребту самое время выбирать место старта.

На этот раз избрали небольшую ж/д станцию с романтичным название Хорота. В Хороте несколько домиков барачного типа, все остальное тундра, холмистые урочища и вдалеке горы Полярного Урала. Хотите верьте, хотите нет, но дело развивалось следующим образом.

Наша компания (мужчины изрядного возраста, все из Дзержинки) не один десяток лет предпочитает ранней весной бродить на лыжах по просторам северного Заполярья.

Как водится, работа, семейные обстоятельства и прочая житейская суета периодически нарушают походный ритм компании и уносят наших друзей на неопределенное время из небесных сводов полевой жизни в темный омут городского бытия.

В этот раз, один из наших, когда ему исполнилось 60 лет, сказал: «Я давно не был в лыжном походе (это была истинная правда). Мне исполнилось 60, хочу тряхнуть «стариной» при условии, что выбор маршрута за мной, и маршрут будет прогулочным по Полярному Уралу (т.е. щадящим здоровье, инвентарь и окружающую среду, длительностью 8-10 ходовых дней).

Сказано-сделано. Наметили маршрут не без помощи сочувствующих и желающих прогуляться. Определили количество участников. Продуктовую раскладку из расчета 700 гр сухого продукта в день на нос, распределили, кто и что тащит из общественного снаряжа. Отъезд наметили на 20-ые числа марта 2015 г.

Тот, которому исполнилось 60, потребовал ещё включить в компанию знакомую девушку с опытом горной подготовки. Все остальные подчинились и её пригласили. Таким образом, группа искателей приключений в составе 5 человек (4 муж. и 1 жен.) начала подготовку к путешествию.

За много лет, подобных сборов было не счесть, и сейчас подготовить снаряжение не составило большого труда.

Любопытно узнать, что мы брали и таскали с собой в Заполярье. А взяли мы:
- палатку полусферу с подслоем и входным тубусом на кулисках;
- мешки спальные синтетические на минус 15 градусов (синтетические очень хорошо и быстро просыхают на ветерке);
- коврики (подстилки) пенополиуретановые;- примус с запасом бензина (дрова в тундре и тамошних горах редкое явление);
- лыжи горные (пластиковые), само собой и одноименные палки;
- шанцевый инструмент (потом объясню для чего);
- альпинистские «кошки» (на случай крутых склонов с фирном и льдом);
- ремнабор (иногда ломаются лыжи и не только …);
- кастрюльки для варки супчиков и т.п. (обычно из алюминия);
- аптечку (на случай потертостей, наминов, обморожений и прочих мелких травм) (дай Бог миновать серьезные травмы, но бывают и они. Сами понимаете: зима, горы, лёд и мороз. Тундра – однако.);
- теплые вещи и штормовой костюм (обязательно);
- смену нижнего белья (на маршруте можно обойтись и без, но для поезда на обратный путь – желательно);
- саночки-волокуши (удобно большую часть груза уложить в санки и тащить за собой на буксире, хорошее средство от радикулита и ещё на ходу массирует живот и улучшает перистальтику);- рюкзак с поясным ремнем (старайтесь объёмом не злоупотреблять); - рукавицы ходовые и перчатки (перчатки, желательно шерстяные или флисовые со сменой);
- очки солнце-ветро защитные (обязательно);
- башмаки ходовые (на два, три размера больше обычных, для толстых шерстяных носок).
- бахилы (галоши с капроновым верхом надеваются поверх башмаков).

Итак, вышли из Хороты в полдень. Погода чудесная, легкий ветерок, температура минус десять видимость до горизонта. Снега сияют. Идем по тундре в сторону гор по бесконечным увалам (вверх-вниз и снова …).

После поезда, со стартовой выкладкой (35-40 кг) идётся немного тяжеловато (форму обычно набираешь за 4-5 дней похода). К вечеру ветер усилился до крепкого, видимость упала до 300 м. Ветер сильный, несет низовой снег, сумерки. Решили остановиться на ночлег. Выбираем место для палатки (в тундре желательно отыскать ложбинку или понижение в рельефе, где меньше дует).

Обычно, ни один поход не обходится без курьёзов. Этот тоже не был исключением. Наша попутчица, по неопытности, распаковала санки и на пару секунд отвлеклась. Шквал выхватил из саночек коврик-подстилку и унес во мрак гудящей тундры. Поиски оказались безрезультатными.

Сумерки, метет, сильный ветер и зацепиться бедному коврику решительно не за что (духи тундры мягко предупредили о последствиях ротозейства). Ну что же, потеснимся (там, где есть коврики для 4-х, всегда найдется место для одного потерпевшего). Чем теснее, тем теплее. Особенно лафа тем, кто спит в серёдке, тепло соседа согревает даже через спальник, да ещё с обеих сторон.

Тот, которому стукнуло 60, потребовал уложить девушку в серёдку, возражений не последовало. И это было правильно и это было потом, а прежде чем угнездиться, необходимо поставить палатку .При ветреной погоде это дело требует навыка. Палатка ветроустойчивая, но из-за сильного ветра решили соорудить ветрозащитную стенку из снежных кирпичей на случай шквала (см. фото).

Вот тут-то и нужен шанцевый инструмент: металлический лист для резки снега, стальная лопатка и ножовка для резки очень твердого снега (такой частенько встречается в марте или апреле).Вообще-то, место для стоянки надо выбирать с учетов состояния снега. Очень твердый, как и рыхлый снег желательно избегать (если ситуация позволяет).

Случается, что твердый снег неизбежность. Дело было давно. Тогда шквалистый ветер выдул в распадке реки весь снег до камней. Идти в полный рост было невозможно. Ветер ронял. Надо было становиться и ставить палатку. Ползком, на карачках, отыскали снеговые остатки. Естественно это был фирн. Так вот, прежде чем поставить палатку, пришлось соорудить из фирна стенку (иначе унесет ветром). Тогда выпиливали кирпичи из фирна, ставили стенку и палатку 6 часов. Вот такие дела. И не будь ножовки, неизвестно чем бы это все закончилось (мороз, ветер и тундра - однако).

Два года назад, на перевале под Пай-Ером, снег и защитную стенку выдуло за ночь. Палатку рвало шквалом, пришлось выползать наружу и сооружать стенку из камней, а они вморожены. М-да, занятие это при ураганном ветре не из приятных, но спасение утопающего - дело рук самого утопающего.

31 октября 1988 года группа туристов из Коми АССР в составе 13 участников вышла от станции Полярный Урал в направлении Собского перевала. Вечером, при сильном ветре и снегопаде, остановились на ночлег. Спасаясь от ветра, прижались к склону горы и поставили две палатки. Ночью со склона из кулуара сошла снежная лавина. Погибли все.

Пожалуй, хватит страшилок, но к таким ситуациям в заполярье надо быть готовым и тщательно выбирать место стоянок. Палатку установили и построили стенку без проблем (дело привычное).

Быстренько на примусе растопили снежок и сварганили супчик (супо-кашу). Один из нас умеет готовить супчик (пальчики оближешь) с добавлением домашних заготовок, тогда казенные концентраты превращаются в почти изысканное блюдо. С устатку очень хорошо и полезно. А потом пьем горячий чай или кисель. Блаженство, просто рай на земле. Слава Богу, снега в тундре много. Пьем без ограничения (поход прогулочный, а вода дырочку найдет).

Граждане желающие похудеть, знайте, что снеговая вода очень даже способствует Вашим устремлениям.Первая ночевка в тундре, как и все последующие, удалась. В палатке минус 5-7, легкий храп, завывание ветра и ты, в ожидании сонных грез. Утро чудесное. Ветер упокоился. Видимость хорошая, можно идти. Завтракаем кашкой с сухим молоком и добавлением изюма, чай с сухариками. Упаковываемся, заправляем в термосы обеденный чай, снимаем палатку, цепляем лыжи, саночки и вперед.

Обеденный перекус - отдельная тема. С целью экономии времени и сил участников похода, обедаем на снегу. Все рассаживаются на рюкзаках вокруг санок с обеденным припасом. Обычно на обед подают: сало свиное натуральное, сырокопченую колбасу либо мясо под сухари или галеты. На сладкое: халва, козинаки или батончики типа сникерсов. Все яства запиваются чаем из термосов (в обед количество жидкости ограничено емкостью термосов). Все делится по-братски, но, обычно, не поровну. Общий котел. Каждому по потребностям и аппетиту. Скажите что это плохо?

К вечеру подошли к горам и расположились на ночлег в русле притока реки Яй-Ю. Погода отличная. Ясно, легкий минус 8 -10 градусов, снег плотный, а воздух такой, что можно пить. В этот раз нам крепко повезло с погодой. Единственный первый вечер был шумный с подвыванием стихии. Все остальные дни погода стояла аномально хорошая, а снег плотный без застругов, ровно-укатанный как на стадионе (редкий подарок в здешних широтах).

Утром, налегке, без рюкзаков и саночек прогулялись по каньону притока, потом собрали пожитки и поднялись на перевальное плато между горами Степ-Рузь и Макар-Рузь (эти горы входят в Собский массив Полярного Урала). Плавно спустились в Азию в верховья одноимённой реки Степ - Рузь, там и заночевали. На следующий день двинули лыжи на перевал, разделяющий р. Степ-Рузь от притока реки Макар-Рузь. Перевал не сложный, но с него открывается потрясающий вид на Уральский хребет.

Полярный Урал хорош своими просторами и панорамными видами. Когда преодолеваешь перевал или поднимаешься на вершину горы, открываются горные лабиринты Урала, безбрежные пространства Европы и Азии одновременно. А там своя другая даль. Дух захватывает. Вот уж действительно, велика Россия- матушка!

Заночевали на берегу озерца у подножия горы Макар-Рузь и следующий день посвятили радиальному выходу на плато этой горы.

Подъём не сложный, склон каменистый, «кошки» не понадобились. К вечеру благополучно вернулись в стойбище и следующим днём, с пожитками, вышли на реку Макар-Рузь. Прошли вверх по реке и остановились на Собском перевале (за этим перевалом в Европейской части Полярного Урала берет начало река Собь – приток р. Обь).

На следующее утро наметили подняться на гору (высота 1280 м), доминирующую в Собском массиве. Вечер порадовал полярным сиянием .С утра, пораньше, полезли на высоту 1280.

Мне доводилось бывать на этой макушке до того. Тогда мы поднимались в галошах без «кошек», а сейчас я решил пройти по склону на лыжах и напрасно. На макушке нас ожидал сюрприз. Раньше высшую точку горы украшала триангуляционная вышка, а под вышкой было вмуровано в камни горняцкое кайло (кирка). Таким кайлом была построена вся Северная заполярная железная дорога. Теперь на этом месте стоит огромный ретранслятор с антеннами. Цивилизация уносит символы былых времен в небытие бесследно. Жалко и не справедливо. Через день, пройдя вдоль русла р. Собь вниз по течению 20 км, усталые и довольные, вышли с незначительными материальными потерями (унесенный ветром коврик) на одноименную ж/д станцию Собь.

Это конечный пункт нашего прогулочного маршрута. Погода- блеск. Ура!!!

P.S. В Соби можно остановиться на постой в, переоборудованном под гостиницу, плацкартном вагоне (см. фото). Вагон обогревается и оснащён камбузом с эл. плитой. Готовить из своих продуктов самостоятельно. Через реку переброшен подвесной мост. На противоположном берегу устроен горнолыжный склон (высота 340 м., протяженность 1340 м) с двумя бугельными подъёмниками. Трассы «черные». Сезон с марта по июнь. Для желающих, устраиваются покатушки на снегоходах по прилегающим склонам Полярного Урала. Сервис крайне не назойлив. Можно частным образом договориться на счет бани. Магазина нет. Пару раз за неделю приходит вагон - продуктовая лавка. У местных охотников можно, по случаю, купить разделанные тушки полярной куропатки или зайца. Реже бывает оленина. Постоянно проживающих жителей на станции нет. Вот и всё.

Валерий Крылов, 30 апреля 2016 года.

Флаг города на площади Дмитрия Донского

Памятник святителю Николаю