Я представляю научное сообщество, являюсь д.э.н., профессором Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, профессором Финансового университета при правительстве РФ и жителем города Дзержинского. Сегодня мы с вами обсуждаем дальнейшую судьбу нашего города: быть объединению или не быть.
Я хотел бы немного остановиться на финансово–экономических показателях, т.е. бюджете города. Мы слышим, что сегодня Дзержинский является городом–потребителем (можно подумать, почти как Республика Ингушетия, до 85% финансируемая из вышестоящего бюджета). Так ли это, что наш город живет за счет трансферов из вышестоящих бюджетов? Давайте разберемся в данной ситуации.
Согласно распоряжению Министерства финансов Московской области от 14.04.2011 № 22 «О порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами за 2012 год» и письма Минфина Московской области главам муниципальных районов и городских округов Московской области от 29 августа 2013 года за подписью министра финансов правительства Московской области Крикуновой Т.М., город Дзержинский был отнесен к муниципальным образованиям с высоким качеством управления муниципальными финансами. Говоря иначе, городскому округу Дзержинский была присвоена I (первая!!!) степень качества управления финансами.
Что касается г. Котельники, то данный городской округ входит в группу с надлежащим качеством управления муниципальными финансами (II степень), хотя мы слышим на всех уровнях, что городской округ Котельники является наиболее успешным в бюджетном финансировании.
Проанализируем более подробно главный финансовый документ города Дзержинского за 2013 год и новый финансовый план 2014 года двух округов.
Каковы показатели города Дзержинского?
Итоговые цифры бюджета 2013 года следующие: доходы — 1 млрд 416 млн руб., расходы — 1 млрд 489 млн руб., т.е. дефицит бюджета — 73 млн рублей, что составляет менее 10% от собственных доходов. Общая сумма заработанных нашим городом средств составляет 5 млрд рублей, в городе остается только 938 млн. Остальные средства уходят в вышестоящие бюджеты. Если бы законодательство для городов Российской Федерации складывалось по–другому и отчисления в местный бюджет были бы соизмеримы с тем, что города зарабатывают, городу не нужны были бы межбюджетные трансферы.
Что касается бюджета 2014 года, он отражает следующие показатели. — доходы — 1 млрд 276 млн рублей; — расходы — 1 млрд 341 млн рублей; — дефицит 65 млн рублей, что составляет менее 10% от собственных доходов; — кредит с учетом 2014 года составит 275 млн рублей.
Это не критичная ситуация. Эти деньги нужны городу для содержания объектов инфраструктуры. Поскольку одним из основных источников дохода муниципального бюджета является налог на доходы физических лиц, который в 2013 году составлял 33%, но в связи с изменением законодательства, в 2014 году составит только 15%, то потеря составляет 18%, это 300 млн рублей.
Существуют и другие проблемы, например, связанные с несвоевременной оплатой налоговых и неналоговых обязательных платежей со стороны предприятий и предпринимателей.
Другая ситуация. С января 2014 года полномочия по содержанию детских садов область берет на себя, межбюджетных трансферов на эти цели предусмотрено только 194 млн рублей, а потребность города составляет 260 млн рублей. Разница в 66 млн рублей должна покрываться за счет средств местного бюджета. Возникают еще вопросы по содержанию дорог и другие вопросы.
Каковы же пути оптимизации бюджета? 1. Сокращение (оптимизация) штатов в администрации. 2. Эффективное использование муниципального имущества. 3. Решение вопроса о присвоении статуса наукограда, имеющего федеральное финансирование и совершенно другое развитие (например, Реутов). 4. Развитие малого и среднего предпринимательства, поддержка предпринимателей за счет различных муниципальных программ. 5. Освоение поймы Москвы–реки. 6. Строительство коммерческого жилья и др.
Исходя из предоставленных данных, можно с уверенностью сказать, что г. Дзержинский является самодостаточным и может самостоятельно развиваться без объединения с каким–либо муниципальным образованием.
Теперь проведем анализ главного финансового плана и экономической ситуации в городском округе Котельники.
Бюджет города Котельники на 2013 год (итоговые цифры): l доходы — 1 млрд 118 млн рублей; l расходы — 1 млрд 201 млн рублей; l дефицит бюджета — 83 млн рублей, что составляет менее 10% от собственных доходов; l кредит — 108 млн рублей (заимствованные средства). Бюджет города Котельники на 2014 год l доходы — 1 млрд 364 млн рублей; l расходы — 1 млрд 472 млн рублей; l дефицит бюджета — 108 млн рублей; l кредит — 135 млн рублей (заимствованные средства).
В июле 2013 года жители г. Котельники обратились с письмом о проблемах в городе к президенту Российской Федерации, генеральному прокурору, губернатору Московской области. В письме содержалась и просьба о присоединении к внутригородской территории г. Москвы. Но получается, выход из данной ситуации был найден совершенно другой — объединение с г. Дзержинским, являющимся одним из лучших городов Московской области и имеющим развитую социальную инфраструктуру, в отличие от Котельников. Но это только часть проблем, которые нужно будет решать объединенному муниципальному образованию в случае объединения двух городских округов.
За последние годы (10 лет) в г. Котельники не было построено ни одной новой поликлиники, школы, хотя в программе комплексного социально–экономического развития города на 2009–2013 годы планировалось строительство четырех детских садов, новой школы, новой поликлиники. За этот период было введено в эксплуатацию только два детсада на 260 мест, что, конечно, недостаточно в условиях почти удвоения численности населения города и улучшения демографических показателей.
На первый план вышли проблемы: экологические, социальные плюс нелегальная миграция. На основании проведенного мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами, город Котельники — далеко не лидер среди городских округов и муниципальных районов Московской области. Поэтому можно сделать вывод о том, что городской округ Котельники не строил объектов социальной инфраструктуры, которые требуют значительного финансирования из местного бюджета и необходимы населению. В г. Дзержинском эта проблема решается, хотя в существующих ныне условиях, достаточно сложно.
Да здравствует г. Дзержинский,
самостоятельный город!
Василий БОРОБОВ,
житель города Дзержинского
Размещено 7 февраля 2014 года Газета "Угрешские вести" №5 2014 год