Эмблема

Календарь прошлых
событий
по месяцам

Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь

Всё, что удалось собрать.

Скульптур по осени считают

Николас Янидис. Антоний Печерский. Из Греции пришел в Киев… и от него пошло монашество на Руси.
Олег Слепов «Летописец Нестор»
Степан Сагайко «Путь»
«Мадонна»
Владимир Тишин «Соловецкие мотивы» Ища место для полного уединения и безмолвной молитвы, преподобный Савватий и инок Герман пересекли Белое море на лодке и вышли на пустынный берег острова Валаама.
Джерардо де Джесус де Фуберт де ла Вега "Троица"

Одним из центров притяжения гуляющих прошлым летом дзержинцев был овраг, с чьей–то легкой руки нареченный Светлым. Здесь под открытым небом трудились скульпторы, съехавшиеся на симпозиум из Мексики, Франции, Греции, Германии. В августе веселые тропы гуляющих сместились к храму Макария Невского, где на зеленой площадке поселились изваяния из доломита. И так они пришлись к месту и к душе, не требуя постаментов, не «загружая» пафосом, что расставаться с ними не хотелось.

Зимовали скульптуры, заботливо укутанные тканью, на территории фирмы «Латек», только смиренный «Антоний Печерский» грека Никаса Ианидиса переехал в монастырь, в полном соответствии с духовным званием. Недавно объявился «Сказитель» Игоря Козлова — в новом скверике у ДК энергетиков. А где остальные? С этим вопросом наш корреспондент обратился к начальнику отдела культуры Анжеле КОЗЛОВОЙ.

— Не волнуйтесь, все целы. В ближайшее время художники, принимавшие участие в симпозиуме, обработают скульптуры специальным составом для лучшей сохранности, и они обретут новую «прописку». Городской архитектор уже разработал эскизы для каждой площадки, где они будут находиться. Мы благоустроим площадки, и только после этого дзержинцы смогут полюбоваться «старыми знакомыми». Кстати, автор одной из скульптур — Никас Ианидис — совсем недавно обратился с просьбой снова посетить Дзержинку и увидеть свое творение. Конечно, нам приятно, что у нашего гостя остались восторженные воспоминания о симпозиуме, о городе, и мы с удовольствием его примем еще раз. «Сказителя» Игоря Козлова еще осенью мы отдали ДК энергетиков, но, к сожалению, скульптуру православного толка установили не совсем удачно: она высится на фоне магазина. По словам главного архитектора, техническое задание, выданное руководству ДК, было выполнено не в полном объеме, так что теперь нужна корректировка: между скульптурой и магазином решено посадить ряд елей.

Остальные изваяния, по словам Анжелы Анатольевны, решено разместить в строгом соответствии с планом, утвержденным на Градостроительном совете и подписанным в свое время главой города Виктором Доркиным. Правда, жизнь внесла в первоначальный его вариант свои коррективы: на Лазуринском бульваре теперь предполагается установить памятный знак или бюст Николая Лазурина, а на бульваре, что на улице Угрешской, — бюст Виктора Доркина. Эти площадки уже были эскизно прорисованы, так что двум скульптурам придется искать другие места. Итак...

«Купола» французского скульптора Леонардо Ракиты воссияют у храма Макария Невского — в полном соответствии с пожеланием автора. «Горний Иерусалим» Александра Мирошниченко будет аукаться с Николо–Угрешей с места бывшего памятника Дзержинскому.

«Летописец Нестор» Олега Слепова и «Троица» мексиканца Херардо де Джусеса Фоуберта де ла Вега (запомнили имечко?) «пропишутся» у строящегося храма Дмитрия Донского, а «Соловецкие мотивы» Владимира Тишина разместятся чуть выше — на месте бывшей Доски почета. По словам Анжелы Анатольевны, в будущем здесь запланирован и фонтан, так что челн под парусом практически поплывет по волнам.

«Мадонну» решено установить на Лесной, посреди террасного цветника, неподалеку от «Ступенек».

Скульптура Степана Сагайко «Путь», должна выситься на холме — каком именно, пока неизвестно.

Несчастная «Композиция № 5» в виде черно–белой «матрешки» немецкого автора Клауса Эрнеста Людвига Шехенбаха пока не обрела пристанища даже на эскизах, но, вполне возможно, ее установят возле КЭЦ.

Архитекторам, конечно, виднее, но, как показывают результаты мини–соцопроса, проведенного газетой, большинство горожан опасаются, что в отрыве от «компании» некоторые скульптуры будут выглядеть если не смешно, то неуместно: «Мадонна» поблизости от детской площадки вызвала больше всего сомнений — православная тематика крепко связывает эту работу с определенным окружением. Представляете, как могут поиграть дети с «Мадонной»?

— Не думаю, что коррективы возможны, — говорит Анжела Анатольевна. — Хотя мне лично тоже очень нравилась прошлогодняя «компания» у храма Макария Невского. Дело в том, что с установкой каждой скульптуры благоустраиваются окрестности, до которых раньше руки не доходили... Вопрос по финансированию мы решили, перенаправив средства с организации задуманного международного фестиваля (который откладывается) на подготовку площадок. Эскизные проекты готовы, подрядчики — фирма «Итекс» — получили технические задания и скоро приступят к работам. В течение июля все скульптуры должны быть установлены.

Светлана ЗАЙЦЕВА, июнь 2006-го, «УВ» №24
Газета "Угрешские вести"

ЕЕ СВЕТЛОСТЬ — РУСЬ ПРАВОСЛАВНАЯ

....Эта общность взглядов нашла отражение в работе французского скульптора Леонардо РАКИТА, имя которой «Дуализм». Философия двух независимых и равноправных начал – двух культур и двух миров, заставляла прогуливающихся быть не просто зрителями, но и соавторами работ.

Похожее предложение сделал дзержинским ценителям и американский мастер. Его «Мадонна» - полая раковина, внутренний голос которой эхом звучит в каждой душе, стоит только к нему прислушаться. Эрик ДЖОНСОН, почувствовав недомогание, уехал, не завершив начатой работы. Творческую эстафету подхватил сын Владимира Тишина - Егор. Два автора, русский и американский, создали один образ Богоматери.

Александр МИРОШНИЧЕНКО и его «Горний Иерусалим». По словам автора, «горний», значит «высший». Тот, откуда берет начало православие. Символичный и очень субъективный взгляд на исток веры. Здесь нет ничего лишнего, искусственного. Гармония первозданной чистоты и истины.

«Троица» мексиканского скульптора Джерардо де Джесус де Фуберт де ла ВЕГА интересна именно своей трехмерностью изображения. Три каменные грани запечатлели три барельефа: Отца, Сына и Святого Духа. Мексиканец (католик по вере и по культуре) увидел Русь Православную глазами ее исконных жителей. «Святая Троица» узнаваема и близка многим, пришедшим к храму Макария Невского. Их симпатии не зависят от границ государств и вероисповеданий.

Замысел будущего произведения – это точка отсчета, от которой отталкивается художник, это отражение его собственных мыслей и духовных ценностей. Для Олега СЛЕПОВА предложенная тема подарила образ первого русского летописца Нестора. Преподобный Нестор, принявший в 17-летнем возрасте иноческий постриг, всю жизнь не оставлял обители, «труждаясь в делах летописания». И, быть может, именно главный его труд, по нашим современным представлениям, - «Повесть временных лет» - лежит на коленях скульптурного старца.

Несколько необычно видит тему симпозиума скульптор Степан САГАЙКО. Его «Путь» - это символичный путь России на свою Голгофу. Сам автор заметил, что Россия православная повторяет дорогу Спасителя, который несет крест, сгибаясь под его тяжестью, падает, но снова поднимается. Согласно первоначальной идее скульптора, крест должен был виден лишь как полуденная тень под ногами, но в ходе работы пришло новое решение и зрители в окончательном варианте увидели настоящий деревянный крест.

Начало своей «Руси» российский художник Владимир ТИШИН отнес к концу XII и первой половине XIII веков, и посвятил образу основателя Соловецкого монастыря - преподобному Савватию. Ища место для полного уединения и безмолвной молитвы, преподобный Савватий и инок Герман пересекли Белое море на лодке и вышли на пустынный берег острова Валаама. Как опасно было путешествие на небольшой ладье через северное море, совершенное святыми старцами, так трудна и жизненная дорога каждого человека. Раскачиваясь на волнах невзгод и погружаясь в водоворот ежедневных проблем, мы ищем твердую опору, но порой, обманываясь доступностью, видим ее в легкой соломинке. Но дано будет тому, кто ищет…

Религиозная тема, по мнению Владимира Тишина, это не искусство в привычном для нас смысле. Это скульптурная попытка авторов воплотить в камне их впечатление от русских икон, от древнерусской культуры.

Игорь КОЗЛОВ создал собирательный образ русского «Сказителя». Лишенный возможности видеть этот мир, слепой старец особенно тонко, обостренно воспринимает реальность бытия внутренним взором. Мы видим спокойное лицо вековой мудрости, знающей добро и зло, умеющей отличить земные ценности от истинных духовных.

Греческий скульптор Никалас ЯНИДИС представил скульптурное изображение святого Антония Печерского – основателя Киево-Печерской лавры и монашества в России. Святой Антоний, пояснил Никалас, начинал свой духовный путь в Афоне, в Греции. Образ святого связующий. Две страны, объединенные одной верой.

Работа немецкого скульптора Клауса ШЕКЕНБАХА притягивала взгляды слегка недоумевающих зрителей. Стараясь уловить православную тему в одиноко стоящей под тенью деревьев разноцветной фигуре, жители, пришедшие на праздник, постояв пару минут напротив необычного воплощения мастера, возвращались к более понятным формам самовыражения.

Елена БУРДЕЙНАЯ, сентябрь 2005-го, «УВ» №35. Текст немного сокращён,

Симпозиум в Светлом овраге

Симпозиум – совещание, конференция по специальному научному вопросу.

Овраг действительно был Светлым. Хмурившееся до того небо 5 июля вдруг залило овраг на Школьной жарой и негой. Наслаждались летом среди зелени и запаха цветущих лип областные чиновники, сотрудники администрации, ребятня из городского лагеря «Солнышко», и конечно, сами герои праздника, - скульпторы из Франции (Леонард Ракита), Германии (Клаус Шекенбах), Греции (Николас Янидис), США (Эрик Джонсон), Мексики (Джерардо де Джесус де Фуберт де ла Вега) и трое наших соотечественников (Игорь Козлов, Олег Слепов, Владимир Тишкин).

Как рассказала специалист отдела культуры, - без устали хлопотавшая Татьяна Кудрявцева, - международный симпозиум скульпторов проводится по инициативе областного министерства культуры в Московской области уже в четвертый раз. До сегодняшнего события ваятели из разных стран мира собирались, чтобы творить под открытым небом, в Солнечногорске, но в год 625-летия Куликовской битвы этой чести был удостоен Дзержинский. Собственно, и творить шедевры из камня доломита предлагалось на тему «Русь православная», определявшуюся юбилейной датой.

Церемония открытия напоминала Олимпийские игры. Флаги шести стран трепетали на ветру, выступления звучали на русском и английском языках, а уж когда поочередно зазвучали гимны родных стран участников, дзержинцы и вовсе почувствовали себя в центре мировой культуры. Собственно, почему нет, когда самый настоящий грек, обаятельный Николас, предложил называть его запросто – Николаем, а родную Грецию окрестил «большой деревней», имея в виду теплоту отношений между людьми, которой славна и Россия. Общаться с Николасом никакой трудности не составило, поскольку его русский был выше всяких похвал, что неудивительно: скульптор уже два года работает в Москве, где имеет собственную мастерскую. Но дзержинцы тоже в грязь лицом не ударили: директор КЭЦ Юрий Бизяев с парижской легкостью общался с Леонардо Ракита на языке Вольтера и Руссо, а выступавший с речью игумен Иоанн тактично помогал переводчику с английским.

НИКОЛАС, по его словам, человек православный, более того – воцерковленный, так что для него предложенная тема близка и понятна. Другое дело, что он пацифист, и идея будущей работы с Куликовской битвой никак не связана. По словам Николаса, греческие храмы, как и церковные обряды, похожи на российские, но во многих тамошних церквях служба идет на современном, понятном всем языке, в отличие от нашей церкви, где служат на церковнославянском. Еще одно коренное отличие среднестатистического грека от русского: любой крестьянин солнечного полуострова – ценитель и знаток культуры и искусства, трепетно относящийся к любой архаике. История для него – собственный дом, где он чувствует себя и хозяином, и наследником, а Эллада – страна, в которой жил чуть ли не прадед.

- …Наш город – город-труженик, имеющий свой неповторимый облик, прекрасное настоящее и – мы уверены – прекрасное будущее, - звучат слова заместителя главы администрации Светланы Истратовой, которая рассказывает гостям об истории и современной жизни Дзержинского. – У нас 14 городов-побратимов, пять из которых – зарубежные, так что мы умеем дружить. «Город, из которого не хочется уезжать» - так сказал о нас губернатор области Борис Громов. Надеемся, что ваши творения сделают город еще краше и еще больше прославят его

- Я сделаю все от меня зависящее, чтобы создать хорошую скульптуру, - заверяет самый смелый, по всей видимости, зарубежный гость, решившийся на ответное слово, - Джерардо де Джесус де Фуберт де ла Вега. – Спасибо за предоставленную честь. Грасиес!

Последнее слово понятно без переводчика и особенно нравится – «грасиес». К сожалению, это единственное, что знакомо в испанском, так что с мексиканцем Джерардо приходится общаться с помощью Владимира Тишина и английского языка. Но поскольку английский неродной для обоих, о смысле ответов часто приходится догадываться. Итак, расслабьтесь, россияне, большинство мексиканцев, по словам полномочного представителя, вовсе не такие, как в сериале «просто Мария» и других. Темпераментный народ, конечно, но в основном таковые живут «на природе», а вот горожане научились вести себя по-европейски сдержанно. Сегодняшняя жара для Джерардо – семечки, поскольку для Мехико такая температура вовсе не максимум, особенно если во второй половине дня, как бывает летом, пройдет дождь. В России он впервые, хотя всегда чувствовал внутреннюю потребность познакомиться с ее современной культурой, побывать здесь. Европа для него – дом родной, а вот Россия пока – терра инкогнита вместе с Куликовской битой, о которой сегодня говорили. Но Мексика – страна христианская, и Джерардо предпочел в своей будущей работе обыграть тему Троицы.

У микрофона - игумен Иоанн, который рассказывает о Николо-Угрешском монастыре:

- …Старейший храм нашего монастыря был построен в начале XV века. Во время недавних археологических изысканий были найдены произведения древнерусской скульптуры – детали резного белокаменного убранства Никольского собора. В православном искусстве скульптура не столь распространена, как иконопись. Однако в храмах использовались и статуи, как, например, скульптура Николы Можайского, которая находилась в свое время и в Николо-Угрешском монастыре. Пользуясь случаем, хочу пригласить присутствующих к нам на выставку, в экспозиции которой сейчас находится та самая статуя из Коломенского музея. Надо сказать, что совсем недавно, в 1998 году, в городе появился уникальный памятник – статуя Николы Можайского работы скульптора Клыкова…

После пожелания «доброго вдохновения» братия и семинаристы Николо-Угреши начинают молебен, «чтобы Господь своей благодатью поспешествовал добрым намерениям». «Всякое дыхание да славит Господа» - разносится в воздухе вместе с липовым ароматом. И вправду, сегодняшняя погода, по словам отца Иоанна, уже «благословение, которое Господь дарует на начало благого дела».

К строгому на вид Леонарду РАКИТА осмеливаемся подойти только после молебна. Статичное лицо буквально оживает после первого же слова на «языке любви», но понятен он исключительно Юрию Бизяеву, который переводит с такой же скоростью, с какой гость говорит. Фамилия Ракита вовсе не украинская, как показалось корреспондентам, и бабушки-славянки, Леонард, к сожалению, не имеет, хотя российскую культуру знает и ценит. Куликово поле, Полтава, Бородино – эти события принадлежат не только российской, но мировой истории, и не знать о них художнику непозволительно. Что касается религиозных взглядов, он ортодокс (а недоуменная реакция корреспондентов – признак бескультурья – читалось в его глазах без всякого перевода).

Пока пресс-секретарь областного министра культуры Александр РОЖНИКОВ рассказывает об интеграции России в европейское сообщество в области культуры и всегдашнем миролюбии России, солнце припекает все активнее, и первыми не выдерживают «солнышата», с криком «ура» бросающиеся в спасительную тень тропинки, что ведет из оврага. Взрослые рассуждения никак их не прельщают, а вот если детвора появится здесь в течение ближайшего месяца, то увидит кое-что поинтереснее: скульпторы будут работать здесь, под открытым небом. Необходимые для работы глыбы доломита, а также бытовой минимум (тенты, душ, туалет) уже приготовлены. На свежем воздухе, говорит Николас, работается легче – «другой подход к тому, что делаешь». Он вовсе не против зрителей, которые не только не мешают, но и вдохновляют. Иногда, добавляет Николас и улыбается. Впереди – два месяца интересной работы, встречи, поездки, обещанные городскими властями, и как результат – скульптуры, которые будут напоминать дзержинцам не только об истории древней, но и обычном июльском дне в Светлом овраге.

P.S. Кто был автором бренда «Светлый овраг», доподлинно узнать не удалось, правда, на авторство весело претендовало «ЭКПО» в лице директора Сергея Дубина, уверяя, что название уже запатентовано.

Светлана Зайцева, июль 2005-го, «УВ» № 27

Фотографии сделаны и добавлены на эту страницу в мае 2015 года.

Памятник святителю Николаю
Колокольня.
Вид от входа в монастырь.